Перед владельцами интернет-магазинов часто встает вопрос: «Какие из товаров представляют наибольшую ценность для моих продаж?».
Если вы владеете такой статистикой, то сможете уделить больше внимания операциям именно с этими товарами. А на менее важные группы номенклатуры тратить меньше времени и ресурсов.
В конфигурации 1С УТ11 для деления номенклатуры по степени важности используются общепринятые классификации ABC и XYZ.
С их помощью пользователь легко выделяет товары, продажа которых приносит максимальную прибыль и идет максимально стабильно.
В основе АВС-анализа лежит принцип Парето, или закон 20/80: 20% действий дают 80% результата, 20% клиентов дают 80% прибыли и т.п.
В случае интернет-магазина примененное к продажам правило звучит так: 20% номенклатуры дают 80% прибыли.
XYZ-анализ номенклатуры классифицирует товары по категориям стабильности:
- Товары X-класса продаются стабильно и потребность в них легко поддается прогнозу.
- Товары Z-класса, наоборот, продаются нерегулярно по разным причинам (сезонность, тренд и т.д.).
Как настроить классификации ABC и XYZ в 1С УТ11?
Откройте вкладку «Маркетинг». В поле «Сервис» выберите «Классификация номенклатуры» и укажите вариант отображения «Полные возможности».
Здесь нажмите кнопку «Настройка»:
Укажите параметры классификации (выручка, валовая прибыль, количество проданного товара) и периоды для каждой из классификаций. Сохраните настройки.
После каждого изменения настроек необходимо очистить все данные по классификациям, основанным на предыдущих параметрах. Сделайте это с помощью кнопок «Очистить ABC классификацию за все периоды» и «Очистить XYZ классификацию за все периоды».
После этого нажмите «Выполнить ABC классификацию за все периоды» и «Выполнить XYZ классификацию за все периоды»
На этом настройка классификаций завершена, перейдем к результатам.
На вкладке «Маркетинг» в поле «Отчеты» выберите «ABC/XYZ – анализ номенклатуры» и сформируйте его:
Для разделения классификаций перейдите в настройки отчета (Все действия – Изменить вариант отчета) и поочередно снимите галочки с ABC и XYZ.
В результате вы получите раздельные категории товаров, проданных за указанный в настройках период, для последующего анализа:
Что это значит:
За указанный период по выбранным параметрам оценки товар принес компании наибольшую прибыль, но его продажи не были стабильными. Это также сигнализирует о невозможности сделать прогноз о дальнейших уровнях продаж данного товара.
Владельцу магазина результаты анализа дают богатую пищу для размышлений.
Следует переключить внимание на товары классов A и B: назначать на обработку заказов по этим товарам лучших менеджеров, искать лучших поставщиков, добиваться их бесперебойной поставки, увеличить расходы на продвижение товара.
Товары класса С должны быть понижены в приоритетах, а то и вовсе сняты с продаж.